Полинчет и Кондратьево: где деревня, там и душа

Вы помните, когда в последний раз были в деревне? Если, конечно, сами не являетесь жителем сельской местности, то посещать её, вероятно, доводится нечасто.

Вы помните, когда в последний раз были в деревне? Если, конечно, сами не являетесь жителем сельской местности, то посещать её, вероятно, доводится нечасто. Для меня трёхдневная поездка по северу Тайшетского района, во время которой довелось навестить десяток населённых пунктов, без преувеличения, стала событием совсем не рядовым.

Казалось бы, в сорок полновесных лет, из которых больше двадцати плотно связаны с журналистикой, ни удивляться, ни умиляться уже нечему. Оказалось, однако, что это совсем не так. Деревни поразили своей жизнеспособностью, душевностью и открытостью, а ещё тем, что люди в них, лишённые многих благ цивилизации, весьма неприхотливы. И для полного счастья им нужно не так уж и много.

Раз в год мэр Тайшетского района объезжает все населённые пункты, расположенные на территории муниципалитета. Естественно, особняком стоят поездки в северные территории: в первую очередь, по причине их отдалённости и труднодоступности.

В эту поездку с Александром Величко направились депутат Законодательного Собрания Наталья Дикусарова и автор этих строк.

Задачи перед каждым стояли свои. Основной целью мэра было посещение школ и детских садов: он намеревался своими глазами посмотреть, как идут дела у сельских образовательных учреждений, и выяснить, как проходит отопительный сезон.

Главная идея Натальи Дикусаровой заключалась в том, чтобы углубиться в проблемы сельского здравоохранения и, по возможности, посодействовать их решению.

Ну а у меня – свободного человека в свободной стране – всё обстояло гораздо проще. Хотелось незамыленным взглядом увидеть, чем живут наши деревни, и простым языком рассказать об этом читателям. Объять необъятное, конечно, не удалось. Потому что в голове после командировки был абсолютный винегрет из школ, детских садиков, фельдшерско-акушерских пунктов, глав администраций и простых жителей.

Севернее не бывает

Мимо промелькнули ледовая переправа через Бирюсу на месте сгоревшего моста, Коновалово, Нижняя Заимка, Тракт-Ужет и Тракт-Кавказ, вскоре где-то в стороне осталось Шиткино, потом были Бузыканово, Джогино, Черчет, Шелаево, Мирный, Новобирюсинский и Тамтачет.

Ну а начали мы с конца – Полинчета и Кондратьево. Они – самые северные населённые пункты на карте Тайшетского района. Загадочные и полумифические деревни, которые десятилетиями испытывают проблемы с электроснабжением, вмиг ожили перед глазами.

Нас встретила глава администрации Ирина Валерьевна Каверзина . На своём посту она уже не первый год. Признаётся: работать тяжело, и в первую очередь потому, что райцентр раскинулся за тридевять земель. Но к тем условиям, которые дарует оторванность от большой земли, уже давно привыкла.

И хвастается: совсем недавно в администрации муниципалитета появился новый специалист. Молодая сотрудница перебралась сюда из Красноярска. Девушка хороша собой, одета по последнему писку моды, не фифа и не цаца, о чём в том числе свидетельствуют увенчивающие её одеяние валенки. С одной стороны, эта изящная обувь совсем не вписывалась в общий контекст, а с другой – подчёркивала особенности «северов». Здесь холоднее, чем в Тайшете. Иногда на несколько малоощутимых градусов, но зачастую – разница весьма заметна.

Администрация посёлка расположилась в деревянном строении с обычным для деревни печным отоплением. Рядом с кирпичной печуркой – запасы дров, а за ширмой притаилась старая скрипучая кровать, на которой, похоже, и коротает часы истопник.

Глава администрации начала с хороших вестей. Недавно в старую деревню Кадарея приехала на постоянное место жительства семья из Енисейска, в которой аж четверо детей дошкольного возраста. Местные власти выделили неофитам большой двухквартирный дом и как сумели помогли с обустройством. В ходе диалога выяснилось, что глава семьи – сам родом из этих краёв. Его изрядно помотало по Сибири, после чего он, обзаведясь семейством, решил вернуться к корням.

Правда, ни школы, ни детского садика по новому месту жительства нет, да и как таковой деревней Кадарея быть уже давненько перестала. Хоть она и находится в глухой тайге, в девяти километрах отсюда, но числится как улица Кадарейская села Полинчет.

Ирина Каверзина предложила новосёлам перебраться поближе, пообещала и здесь выделить жильё, но те упрямятся: вдали от цивилизации им комфортнее, а обязывает к тому старообрядческая вера, приверженцами которой они являются. По соседству с ними проживают ещё четыре семьи единоверцев, всего 14 человек.

Читайте также: В Тайшетском районе специалисты обследовали стоянку древнего человека Полинчет как есть

В столице муниципалитета – Полинчете – 129 жителей. Структура населения – прямо как в Тайшете: почти половина – пенсионеры, всего 22 ребёнка, а остальные – люди трудоспособного возраста. Правда, глава администрации сетует на то, что к продуктивной деятельности стремятся далеко не все.

«Кто хочет, тот работает, — говорит Ирина Валерьевна . – А кто не хочет, его и не заставишь. Такие живут за счёт своих пожилых родителей, помогая им проедать пенсию».

Хотя ещё не так давно люди ездили на вахту, занимались лесом (пока государство не начало наводить жёсткий порядок в этой сфере), сельским хозяйством. Многие зарабатывали на хлеб в соседних населённых пунктах – Тамтачете, Гаревом, Чунояре, где расположены структуры Красноярского управления службы исполнения наказаний. Но и там прошла волна сокращений, о чём – позже.

Сегодня главными работодателями здесь являются школа, дом культуры и администрация. Есть один предприниматель, который оказывает исправительным колониям услуги по заготовке леса: у него трудится несколько человек. Причём, дело его растёт и ширится: у бизнесмена есть экскаватор и самосвал, а теперь он задумал купить ещё и бульдозер. В общем, олигарх сельского пошиба.

Старообрядческое Кондратьево

Совершенно другая картина в Кондратьево, которое раскинулось на противоположном берегу реки Чуны в нескольких километрах отсюда. Зимой здесь действует ледовая переправа, летом с одного берега на другой переплавляются на лодках. Власти всерьёз обсуждают вопрос строительства навесного моста.

В Кондратьево 174 жителя, в числе которых только 30 пенсионеров и аж 60 детей. В населённом пункте в каждой семье – по трое-пятеро ребятишек. Главные добытчики – конечно, мужики. А женщины, как и исторически складывалось в старообрядческих семьях, занимаются домашним хозяйством и воспитанием чад.

Рождаемость там высокая, и перспективы её снижения, к счастью, даже не просматриваются. Населённый пункт растёт и развивается. За последние пять лет здесь появилось несколько крепких новых домов. И теперь покосившиеся заброшенные избёнки без окон и дверей вполне себе удачно соседствуют с ними.

В старые добрые времена в Кондратьево процветало сельское хозяйство – были коровники, свинарники, зерноток. Сегодня остались только школа и магазин. Даже местный клуб пару лет назад сгорел. Вся деревня полночи билась за него, но огонь оказался сильнее.

Мэр района Александр Величко просит местных жителей не отчаиваться: дом культуры здесь обязательно воссоздадут, но подготовительные процедуры и строительство как таковое займут, конечно, не один год.

Одной из главных проблем для здешней глуши является отсутствие здравоохранения – полное и катастрофическое. В Тамтачете, который расположился в 30 километрах, на днях открыли фельдшерско-акушерский пункт. Сейчас органы власти работают над тем, чтобы медработник хотя бы раз в неделю навещал Полинчет и Кондратьево. Люди здесь нуждаются не только в медицинском обслуживании, но и в лекарствах – хотя бы в их самом минимальном наборе.

На пути к решению этого вопроса есть немало сложностей (в том числе искусственных), но проблема носит чрезвычайно актуальный характер, поэтому её будут решать всеми доступными методами.

Ну а в самом Полинчете ФАП должен появиться уже в 2024 году.

«Вам уже пора задумываться о поиске фельдшера, — говорит Александр Величко . – Каждый год из средств районного бюджета мы приобретаем один дом для новых кадров. Поэтому, если возникнет такая необходимость, мы решим этот вопрос для вашего будущего фельдшера и поможем ему с обустройством».

Работа есть, но нет кадров

Заглянув в местную школу, мы направились в дом культуры – там нас уже ждали местные жители и серия интереснейших вопросов от них. И, конечно, же главной проблемой, которую буквально с порога обозначили жители, стало отсутствие работы.

В противовес Наталья Дикусарова затронула вопрос, касающийся явного дефицита педагогических кадров. Как оказалось, такой парадокс на селе встречается регулярно: с одной стороны, люди жалуются на безработицу, с другой – в соцучреждениях решительно некому трудиться.

Читайте также: Кружковцы «Радуги» в Тайшете весело проводили зиму

В Полинчете ситуация достигла предела — учителя вынуждены вести по несколько предметов, порой совсем не пересекающихся. Справляются, но всё-таки мечтают об обновлении своего коллектива.

«В вашем населённом пункте очень благодатная почва для развития любого молодого педагога, — справедливо считает Дикусарова . – Детей в школе немного, а значит и степень загруженности учителя значительно ниже. Это даёт уникальную возможность не погрязнуть в текучке, а, получая опыт у хороших наставников, активно заниматься саморазвитием: участвовать во всевозможных конференциях, слётах, съездах… Поэтому нам вместе с вами необходимо подумать о том, как привлечь в село молодые и ищущие кадры. Пока вместо них мы видим пожилых педагогов, которых руководство уже с трудом удерживает от попыток уйти на пенсию».

Узнали мы и о том, что в Полинчете остро стоит вопрос с работой пекарни – её нынешний владелец намеревается закрыть дело и уехать отсюда. Депутат считает, что среди жителей должен найтись человек, который подхватит это дело.

Выступление перед собравшимися мэра Тайшетского района Александра Величко было точечным и тоже касалось непосредственно Полинчетского муниципального образования.

«Несмотря на то, что вы — самая крайняя северная территория района, все программы, в которых мы работаем, у вас реализуются в полную мощь. В первую очередь мы решили проблему отсутствия в школе тёплого туалета и перекрыли крышу. В настоящее время работаем в направлении антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В ряде школ уже смонтированы металлические ограждения, в скором будущем очередь дойдёт и до вас.

А в 2025 году за федеральные средства в школе будет проведён капитальный ремонт. Он включает в себя замену окон, дверей, полов и потолков. Ну а благоустройство территории мы постараемся сделать своими силами».

Несколько лет назад администрация района занялась проектированием подвесного моста, который должен был обеспечить круглогодичное пешеходное сообщение с селом Кондратьево. Однако о проекте были вынуждены забыть, поскольку на первый план вышла проблема обрушившейся на страну коронавирусной инфекции. В этом году проектные работы планируется возобновить. Власти рассчитывают через год-полтора получить положительное заключение и всё-таки взяться за мост.

Электричество вернули

Но самым главным достижением мэр считает урегулирование проблемы с энергоснабжением этих населённых пунктов. Проблема эта застарелая – ей не один десяток лет. Жители Полинчета и Кондратьево уже давно привыкли к постоянным перебоям в подаче электричества и научились философски относиться к тому, что приходилось сутками сидеть без света.

Линия электропередач, по которой сюда бежит ток, долгое время была бесхозяйной. По этой же причине её обслуживанием никто и не занимался: местные власти лишь в периоды перебоев латали дыры и своими силами устраняли порывы.

В 2022 году районная администрация занялась этим вопросом. Уже заменены самые проблемные семь километров ЛЭП, заключён договор с обслуживающей организацией. Полностью вопрос пока не закрыт: свет и сейчас время от времени в деревнях гаснет, но это уже не носит столь критичный характер. А скоро беда и вовсе уйдёт в прошлое.

Оживлённую дискуссию вызвало заявление Александра Величко о том, что местная администрация задумала построить здесь дом культуры.

Состояние клубов в населённых пунктах Тайшетского района – это отдельная тема, и на ней мы остановимся чуть позже. В данной же ситуации совершенно очевидно то, что ДК в Полинчете нужно просто сносить под корень, а в Кондратьево, как сказано выше, он сгорел дотла.

Дети уехали, дайте других

Кто-то из присутствующих тут же воскликнул: дескать, зачем нам дом культуры, если у нас нет молодёжи? Мол, лучше бы вы, господа чиновники, подумали хорошенько о том, чтобы нам врачей сюда отправить, потому как в деревне остались одни больные и одинокие старики. А молодёжь-то вся разъехалась…

Наталья Дикусарова в ответ резонно заметила, что отток молодёжи происходит повсеместно, и тема отсутствия врачей и учителей актуальна для каждого населённого пункта района, включая Тайшет. При этом её недоумение снова вызвало заявление присутствующих о том, что уезжают из села по причине отсутствия работы.

Но ведь работа здесь есть – как в медицине, так и в образовании. И исторически педагоги и медики в деревне всегда были уважаемыми людьми. Однако в поисках лучшей доли люди уезжают в более крупные населённые пункты, как раз и оставляя малую родину без свежей крови.

Читайте также: 23 года назад погиб мэр Тайшетского района Валерий Щапов

Александр Величко, хоть и корректно, но со свойственной ему прямолинейностью прокомментировал:

«У вас есть дети? Уехали? А почему уехали? Потому что им нужно жить в Красноярске? То есть вы своих детей куда-то отпустили, а мы сейчас должны найти чьих-то детей и привезти вам, чтобы они мерили вам давление?!

Как вы себе это представляете?! Нужно с кровью матери давать детям соответствующее воспитание, чтобы потом они не оставили вас в пустой деревне!»

А потом мэр и вовсе озвучил радикальное мнение: пока мы не вернёмся к системе распределения выпускников вузов, которая успешно действовала в советские годы, ситуация будет оставаться сложной.

«Эту систему разрушили, но теперь она нуждается в восстановлении. Деревни вымирают, и по своей воле никто не хочет в них ехать. Мы построили в ряде населённых пунктов фельдшерско-акушерские пункты, но работать в них некому. Ведь даже в Байроновку не можем найти специалиста, от которой до Тайшета рукой подать!».

Правда, Наталья Дикусарова тут же напомнила, что впервые в истории Тайшетский медицинский техникум в этом году набирает студентов на целевое обучение. По получении образования их обяжут в течение нескольких лет проработать на той территории, которая будет изначально оговорена в контракте с ними. И этот метод хоть частично, но позволит спасти ситуацию.

«И всё-таки разговаривайте с ребятишками, с их родителями о том, чтобы дети оставались в селе или возвращались сюда после окончания вузов, — попросила депутат присутствующих . – В своё время мы отпустили всех своих детей, поэтому и не получили ни одного специалиста. Многие с удовольствием вернутся назад, ведь не все способны жить в большом городе. Если мы с вами останемся здесь без детей, то и у посёлка перспективы не будет. Очень многое здесь зависит от нас самих!»

«Поэтому резюмирую: клуб нужно строить, школу нужно ремонтировать!», — завершил встречу с жителями Полинчета мэр района .

Учитесь и возвращайтесь!

В селе Кондратьево всё было по-другому. Люди кучками с разных сторон стягивались в старенькую, но уютную начальную школу в два класса. На улице было свежо, а местная ребятня кувыркалась в снегу всё то время, пока мы были на очередной встрече с жителями. И вопросы перед властью люди ставили примерно те же.

Мэр без малейшего лукавства заявил, что жители села являются надеждой всего северного куста Тайшетского района. По его словам, всего несколько лет назад численность населения здесь была чуть ли не вдвое ниже, а сейчас кондратьевцы перегнали даже столицу своего муниципалитета – село Полинчет.

А депутат, мягко подкрадываясь к теме отсутствия кадров, рассказала людям о том, что в настоящее время школы по самому последнему слову техники оснащаются оборудованием для кабинетов химии, физики и биологии. Стоимость такого набора – около пяти миллионов рублей. И делается это для того, чтобы дети могли усвоить не только теоретические знания, но и углубить образовательный процесс путём участия в соответствующих опытах.

«Мы все крайне нуждаемся в том, чтобы школа дала вашим ребятишкам всё то, что она может дать. Чтобы дети получили высшее образование и вернулись назад. И в этом отношении должно сработать и воспитание, которое в семье даёте вы. Никто из Иркутска не приедет нас учить, эти вопросы мы должны решить собственными силами и возможностями. Не решим – наши территории начнут пустеть», — таков общий лейтмотив выступления гостей .

Жители Кондратьево со своими принципами и убеждениями – люди спокойные, но уверенные в себе. И доводам чиновников они, бесспорно, вняли, сочтя их убедительными.

Провожали нас они как родных.А мы держали путь в следующую точку нашего трёхдневного путешествия – село Тамтачет.

Продолжение следует.

Андрей Лаховский, «Бирюсинская новь» , февраль 2023 года

Последние новости

Городская спартакиада для людей с ОВЗ: этап в Мегаполис-спорт

Спортсмены с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в бочче.

Фестиваль семейных реликвий в Саянах

Город Саяны собрал семьи для обсуждения своих историй и традиций.

Народный календарь: День Родионов и Ераста

История и традиции празднования 23 ноября.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ставрополе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *