Библиосфера. Светлана Замлелова «Блудные дети, или Пропадал и нашёлся...» 16+

Название повести известного российского прозаика Светланы Замлеловой «Блудные дети, или Пропадал и нашёлся...» сразу же отсылает читателя к евангельской притче о блудном сыне (см.: Лк.

Название повести известного российского прозаика Светланы Замлеловой «Блудные дети, или Пропадал и  нашёлся...» сразу же отсылает читателя к евангельской притче о блудном сыне (см.: Лк. 15: 11–32). Вторая часть названия – прямая цитата последних ее слов.

По сути, повесть представляет собой художественную реинтерпретацию богооткровенного рассказа о конфликте отцов и детей, об уходе сына от отца в поисках самостоятельной, независимой, счастливой, разгульной жизни, о плачевных, разрушительных и губительных последствиях непослушания и, наконец, о покаянии и возвращении к отчему дому.

Олицетворением отца в повествовании является многострадальная Россия 1990-х, Россия униженная, оскорбленная, поруганная, не помнящая родства своего, обольщенная чуждыми и враждебными ей идеями и ценностями, отрицающая свою исконную и традиционную культуру и веру.

И все же под этой гнилой ветхой одеждой скрывается исконная, настоящая Россия, как она была замыслена и благословлена Богом. Вопреки всему она остается собой, сохраняет свой русский дух и душу в пораженном проказой теле. Нужно только его суметь почувствовать и уверовать в него.

Задача, которую ставил перед собой автор, таила в  себе немало подводных камней, скрытых опасностей и  препятствий. Времена, о  которых идёт речь, с  одной стороны, не являются отдалёнными, но с  другой  – они уже вполне легендарные, хотя их легендарность имеет своеобразный оттенок: в  общественном сознании за ними прочно закрепилось название «лихие 90-е».

Повесть обращена прежде всего к молодому читателю. В  ней устами главного героя писатель напоминает о  той высокой ответственности, которую мы несём перед Родиной и  перед собой,  – ответственности за свои поступки и  побуждения. Книга не даёт готовых решений, но задаёт верное направление образу мыслей человека, входящего в  жизнь.

Автор устами главного героя очень точно описывает события того времени и  то, как они виделись тогда многим. Очень подробно и  психологически достоверно описываются взаимоотношения главных героев, их индивидуальные пути к  самоутверждению в  новой реальности. Утрата привычных жизненных основ и  в  то же время открывшийся широкий круг возможностей и  соблазнов вовлекают молодых людей в  жизненный круговорот, в  котором каждому приходится находить собственные ориентиры.

Например, студентка Майка занимается помощью детям-инвалидам в  рамках какой-то иностранной программы. А  Макс, приятель главного героя, страстно мечтает вступить хоть в  какое-нибудь тайное общество. По стечению обстоятельств друзья попадают в  круг неких «интеллектуалов», претендующих на статус элиты. Именно здесь, в  ходе общения и  словесных поединков, взгляд главного героя на мир и  действительность начинает проясняться.

Он видит, что все эти люди, играющие туманными словами и  экстравагантными убеждениями,   – зачастую просто развращённый общественный элемент, удовлетворяющий свои низменные потребности под прикрытием псевдоинтеллектуальной демагогии. В  этом кругу исповедуется культ полной свободы, не скованной ничем. Здоровое самоограничение, основанное на традиционной нравственности, расценивается как отказ от свободы. Нежелание быть свободным по предлагаемому шаблону припечатывается беспощадным ярлыком рабской психологии. Быть нормальным человеком в  традиционном понимании здесь означает быть несвободным со всеми вытекающими отсюда репутационными издержками и  изгнанием из круга «избранных».

Читатель видит, как отсутствие прочных личностных основ делает молодых людей слепо зависимыми от условностей, созданных на первый взгляд неизвестно кем и  неизвестно для чего. Реальная жизнь по инерции продолжает какое-то время удерживать главных героев повести в  привычных рамках бытия, но дух протеста против рутины и  юношеская бравада толкают их в  сомнительные предприятия. «Мы играли в  одну и  ту же игру: мы все вместе и  изо всех сил изображали из себя детей обновлённой России, забывшей своё гадкое имперское прошлое и  стучавшейся теперь у  ворот богатого общеевропейского дома. Каждый из нас свято верил, что новое понимание жизни, пришедшее к  нам с  Запада, есть единственно правильное понимание...»

Приобщение к элите причудливым путём приводит двух друзей в  странную и  зловещую организацию наподобие масонской ложи, где они оказываются вовлечены в  отвратительный псевдорелигиозный культ. Последствия этого ужасны: повязанные клятвой, в  серьёзность которой друзья поначалу не верят, они вынуждены буквально спасаться от гибели, которой им угрожают их новые «братья». Описание обрядов этой организации балансирует на грани гротеска и  ужаса, обостряя сюжет и  сообщая повести в  какие-то моменты черты жёсткого психологического триллера.

Сюжет насыщен событиями, действие перемещается из России в  Англию и  на Канарские острова. В  ходе развития сюжета главный герой переживает сложную духовную эволюцию, настоящее перерождение. Он осознаёт ложность тех ценностей, которые пришли вместе с  новым временем, и  обретает внутреннее равновесие только через возвращение к  традиционным духовным основам.

Главный конфликт повести – конфликт между, с одной стороны, свободой либеральной, модной, популярной, выгодной, главенствующей везде и всюду, сулящей удовольствия и мирской успех, с другой, внутренним, сердечным стремлением человека обрести подлинное, естественное, свое, родное бытие.

В итоге герой обретает его в песнопениях о воскресшем Христе, оказавшись на пасхальной службе в русском монастыре. В книге нет описания того, как именно это происходит внутри героя. Есть только описание внешних событий и констатация самого факта обращения. Только что ничего не было – и вот оно уже есть.

Сегодняшнее время заставляет нас переоткрывать многие извечные истины, которые еще вчера казались абсолютно устаревшими, уже почти умершими. Одна из них – это различие своего и чужого.

На этом фундаментальном различии веками базировалась вся человеческая цивилизация. Умение различать свое и чужое (читай – созидательное и разрушительное, родное и враждебное, доброе и злое) лежит в основе личного, семейного и общественного существования и развития. В противостоянии и взаимодополнении этих полюсов зачиналась, рождалась, росла человеческая культура, осуществлялось движение человеческой истории. Тогда, в девяностые, казалось, что глобальный западный проект окончательно победил и уже никто не сможет бросить ему вызов, что это уже навсегда и довольно скоро будут ликвидированы разрозненные и слабые очаги варварского сопротивления либерально-демократическому прогрессу, и прежде всего – традиционные религии.

Что нас спасло тогда? То же, что и в первое Смутное время, как и во времена других тяжелейших испытаний. Милость Божия, молитвы русских святых и праведников, тысячелетний духовных иммунитет и государственническое чувство русского народа.

Светлана Замлелова обладает высокой способностью к  художественному обобщению, что позволяет ей в  ходе сложного повествования не увязнуть в  частностях, а  выявить и  осмыслить главную суть, ради которой создавалось это произведение. Затрагивая напрямую вопросы морально-нравственного характера, автор избегает искусственной назидательности, которая нередко в  подобных случаях снижает уровень психологической достоверности и  жизненной правды. Наполненная яркими событиями и  напряжёнными ситуациями, по прочтении книга оставляет светлое и  жизнеутверждающее чувство.

Замлелова С. Блудные дети, или Пропадал и нашёлся... : повесть / Светлана Замлелова. – Москва : Вольный Странник, 2023. – 400 с. : ил.

Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме.

Жанна Райс,

главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных

Последние новости

В Иркутске в результате надзорного сопровождения прокуратуры обеспечено завершение благоустройства территории в мкр Солнечный

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска проверила исполнение законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Прокуратура контролирует проверку по факту травмирования несовершеннолетнего в Иркутске

Прокуратура г. Иркутска поставила на контроль ход и результаты проверочных мероприятий, организованных сотрудниками полиции по сообщению о дорожно-транспортном происшествии с участием несовершеннолетнего.

В Братске впервые прошла «Дуэльная стрельба»

В Братске впервые состоялся рождественский турнир по пулевой стрельбе из пневматического пистолета «Дуэльная стрельба».

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Павлово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *