Прекрасен наш союз! В Иркутске проходит выставка из собраний Государственного Эрмитажа «Союз земли и воды»
Природа во все времена остается для человека неиссякаемым источником вдохновения.
Природа во все времена остается для человека неиссякаемым источником вдохновения. И выставка, открывшаяся в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева 10 сентября, в преддверии празднования 85-летия Иркутской области, — лучшее тому свидетельство. На создание прекрасных произведений искусства, представленных в экспозиции «Союз земли и воды. Тема раковины в произведениях прикладного искусства XVI–XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа», мастеров вдохновила раковина моллюсков.
На выставочных стендах представлены 32 работы камнерезов и ювелиров. Самый ранний экспонат — французский кубок из раковины улитки кассис создан в XVI веке, в эпоху Великих географических открытий, когда в Европе появились диковины южных морей. Наиболее поздние произведения демонстрируют, как далеко продвинулись в своем искусстве камнерезы XXI века. Например, работы наших современников Патрика Дрехера и Антона Ананьева, выполненные из бразильского агата, — настоящее совершенство.
По словам куратора выставки, хранителя коллекции западноевропейской и русской глиптики Государственного Эрмитажа Светланы Кокаревой , большинство произведений, представленных в Иркутске, не только художественные предметы, но и объекты исторической ценности. Многие из них в разные времена принадлежали коронованным особам. К примеру, табакерка Петра Первого из тигровой каури начала XVIII века, украшенная золотым вензелем.
Экспонаты наглядно демонстрируют, как в соответствии с веяниями искусства менялись техники и направления. Часть их содержат черты маньеризма и барокко, а некоторые, как, например, табакерки и шкатулки, — предвестники стиля рококо. Кстати, и само название «рококо» берет начало от слова «рокайль», что обозначает «орнамент из раковин». С незапамятных времен люди изображали моллюсков на рельефах и картинах, использовали в качестве материала для изготовления самых разных предметов, начиная от посуды и заканчивая ритуальными масками, а также имитировали в камне, металле, фарфоре.
— Создавая экспозицию, мы старались показать, как раковины использовались мастерами в качестве материала для создания предмета декоративно-прикладного искусства. Речь, в частности, идет о кубках-наутилусах и раковинах, покрытых декоративной резьбой. И в то же время на выставке можно увидеть немало произведений, авторы которых, вдохновленные красотой раковины, копировали ее форму, используя самые разнообразные материалы, — пояснила Светлана Кокарева. — Таким образом, «Союз земли и воды» — это симбиоз тех ценностей, которые хранят и недра земли, и глубины морей.
Но поражает не только разнообразие форм скелетов моллюска (а в природе раковина — это именно скелетное образование, защищающее тело этого животного). Их перламутровый окрас — тоже уникальное явление. По легенде, пурпур, который содержится в специальной железе моллюсков, открыли финикийцы. Это вещество при взаимодействии с кислородом постепенно из бесцветного переходит в желтый, зеленый, синий, фиолетовый и, наконец, пурпурный, образуя в соединении этих оттенков перламутровый окрас внутренней стороны раковины. Финикийцы научились окрашивать пурпуром ткань, а в Древнем Риме из него делали чернила, которыми расписывался только император. На выставке можно увидеть работы, где мастера искусно используют перламутровую поверхность раковины для украшения своего шедевра.
Чтобы выставка из собраний Государственного Эрмитажа состоялась в нашем городе, огромная организационная работа была проделана областным министерством культуры и архивов совместно с сотрудниками музея.
По словам директора Иркутского областного художественного музея, председателя Иркутского регионального отделения Союза художников России Натальи Сысоевой , сотрудничество Иркутской области с Эрмитажем началось в 1968 году. За 54 года иркутяне смогли увидеть 11 экспозиций из Санкт-Петербурга. Со времени предыдущей выставки прошло уже более 10 лет.
— В июле на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Приангарья Игорь Иванович Кобзев и генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский подписали соглашение о проведении в Иркутске Дней Эрмитажа, — рассказала Наталья Сысоева.
Михаил Пиотровский, подчеркивая уникальность выставки «Союз земли и воды», отметил, что на ней собраны произведения, которых нет на страничках известных путеводителей, и увидеть их удается далеко не всем. Иркутянам такая счастливая возможность предоставлена до 9 ноября.
Дни Эрмитажа, которые включали в себя лекции для посетителей, мастер-классы для реставраторов и демонстрацию VR технологий, проходили в Иркутском областном художественном музее с 10 по 14 сентября. В это время в отдельном зале с помощью виртуальных устройств можно было «посетить» залы Государственного Эрмитажа и узнать его историю.
Нина Александрова
Фото Валентина Карпова
Работы наших современников — знаменитого немецкого камнереза Патрика Дрехера и петербургского художника-камнереза Антона Ананьева выполнены из бразильского агата. Красота улиток, созданных мастерами, завораживает. Используя необычные цветовые свойства камня, они сотворили настоящее чудо. На фото слева — «Улитка» Патрика Дрехера (Германия, 2009 год), справа — «Вавилонская улитка» Антона Ананьева (Россия, 2010 год)
На выставке можно увидеть работы, в которых мастера искусно используют перламутровую поверхность раковины для украшения своего творения. На фото сверху — табакерка, сделанная в Германии в конце XVII — начале XVIII века (раковина, серебро). Справа — работа «Архангел Михаил, поражающий дьявола» (Франция, предположительно 1830 год, бронза, перламутр, жемчуг)
Стиль рококо возник в первой половине XVIII столетия и получил свое название от французского слова rocaille — «ракушка», «раковина». Зародившись во Франции в эпоху Людовика XV, он постепенно распространился по всему миру. Изделия из драгоценных металлов и камней в форме раковины наглядно демонстрируют изящество и роскошь, характерные для рококо. На фото справа – солонка (серебро, золочение. Париж, XVIII век), сверху – табакерка (аметистовый кварц, серебро, рубины, гранаты, бирюза. Дрезден, XVIII век)
Чаще всего из раковин делали кубки. Для этого достаточно было, например, отшлифовать поверхность и украсить ее резьбой, как в работе «Похищение Прозерпины» (Италия, XIX век) — на фото справа. Также ювелиры использовали раковину как один из элементов произведения, сочетая ее с металлом, чаще всего серебром, которое покрывали позолотой. На фото слева — кубок, сделанный немецкими мастерами в 1650–1660 годах
Выставка «Союз земли и воды. Тема раковины в произведениях прикладного искусства XVI–XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа» будет работать в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева (ул. Ленина, 5) до 9 ноября.
Последние новости
Городская спартакиада для людей с ОВЗ: этап в Мегаполис-спорт
Спортсмены с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в бочче.
Фестиваль семейных реликвий в Саянах
Город Саяны собрал семьи для обсуждения своих историй и традиций.
Народный календарь: День Родионов и Ераста
История и традиции празднования 23 ноября.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией