11.07.2023

15 лет прошло со старта экспедиции "Миры на Байкале"

Пятнадцать лет спустя. В июле 2008-го на священом озере работала экспедиция "Миры на Байкале". Тогда с помощью уникальных глубоководных аппаратов удалось сделать не менее уникальные открытия. Виктор Рамзайкин с участниками экспедиции вспоминает подробности.

Это эксклюзивные кадры погружения двух глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» на дно озера. Тамара Ходжер одна из тех, кто тогда 15 лет назад погружался на дно Байкала. В июле 2008-го стартовал первый этап уникальной международной научно-исследовательской экспедиции «Мир“ на Байкале».

Тамара ХОДЖЕР, Д.Г.Н., ПРОФЕССОР:
Страшно ли мне было? Ну. Где-то я старалась не думать о том что, на домной 1400 метров воды. И стараться не думать о том что, если что-то пойдёт не так, то смогут ли меня поднять. Мне об этом не сказали.

Погружение прошло удачно. Тогда перед учёными стояла большая задача. Одна из которых была собрать информацию о природных процессах на дне Байкала, погрузиться на самую глубокую точку озера и возможно открыть новые виды жизни в озере.

Игорь ХАНАЕВ,СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СО РАН:
Есть понятие открытие. Но мы не знаем, точнее мы имеем об этом открытии минимальное количество информации. А когда мы расширяем вот этот кругозор информации и то что нам как раз дало присутствие здесь «Миров» на Байкале, не только присутствие, а погружение специалистов, которые погружались именно под программу. Мы знали про эти газы гидраты, мы знали о нефтепроявлении, всё это мы знали. Это не открытие. А открытие того, в каких условиях это существует.

За время экспедиции   было открыто два вида новой байкальской губки, более 40 видов рыб, а ключевым учёные считают открытие бактерий, которые обитают только в Байкале.

Тамара ХОДЖЕР, Д.Г.Н., ПРОФЕССОР:
Нефтепроявления были известны с 30-х годов прошлого столетия. А вот, места где проявляются. И вот как раз «Миры» опустились   в районе нефтепроявления.

И именно в этом месте и было сделано уникальное открытие. Те самые бактерии. Оказалось, они питаются нефтепродуктами. Сейчас учёные работают над тем как можно размножить эти бактерии для использовать их в зонах нефтепроливов, чтобы минимизировать ущерб природе.