Чалдоны в Сибири шапки не ломают
О происхождении чалдонов и их появлении за Уралом — в интервью главного редактора научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктора исторических наук Владислава Кокоулина "Чалдонами следует считать потомков тех русских,
Слово «чалдоны» известно современникам скорее благодаря одноимённому ансамблю, чем по названию старожилов Сибири. Что такое чалдонская изба и почему «чалдон шапки не ломает», рассказываем в новом интервью из цикла, посвящённого населению Сибири.
Тайга.инфо : Слово «чалдоны» слышали, наверное, все, но мало кто знает, что оно означает.
Владислав Кокоулин :
— Чалдонами в «Академическом словаре русского языка» называют коренных жителей Сибири. Однако в словаре Владимира Даля есть и другие значения этого слова — «бродяга», «беглый», «каторжник». Некоторые исследователи вообще считают чалдонами тех русских, которые ещё до прихода в Сибирь дружины Ермака ходили «за Камень», то есть за Урал — торговать в Сибирь. Однако большинство сходится на том, что чалдонами следует считать потомков тех русских, которые появились в Сибири во времена похода Ермака и дальнейших переселенцев из Российского царства до начала правления Алексея Михайловича Романова, то есть в конце XVI — первой трети XVII века.
Парадоксально, но в научной литературе до 1995 года слово «чалдон» не встречается. Например, исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев в своей работе «Сибирь как колония», опубликованной в 1882 году, ни разу не употребляет это слово для характеристики разных групп сибирского населения, хотя сам свои публицистические заметки подписывал псевдонимом «Чалдон». В 1995 году научная сотрудница Томского государственного университета Прасковья Бардина в своей работе «Быт русских сибиряков Томского края» впервые описала чалдонов именно как сибирских старожилов. Последующие исследования позволили установить, что чалдонами в Западной Сибири считаются потомки казаков донского происхождения — смуглокожие, с карими глазами и тёмными волосами. А вот в Восточной Сибири чалдонами называют выходцев из Забайкалья, чаще всего потомков от русско-бурятских браков.
Но сегодня уже практически позабыты все прежние значения слова «чалдон». Чалдонами, как правило, называют русских старожилов Сибири.
— То есть , первые чалдоны появились в Сибири вместе с Ермаком ?
— Да, но потом эта группа стала пополняться за счёт переселенцев из Европейской части России в XVI — начале XVII века. Считается, что противостояние суровому сибирскому климату сделало чалдонов более независимыми и предприимчивыми, чем их сородичей, оставшихся в европейской части страны.
Хотя, конечно, были и анекдотические версии их появления в Сибири. Так, красноярская газета «Енисей» в конце XIX века рассказала со слов местного учителя, что предки чалдонов были абиссинцами (так раньше называли Эфиопию), которые во времена Перикла добровольно переселились в Сибирь и распространяли здесь христианство.
— Можно ли считать чалдонов отдельным этносом или народом ?
— Если говорить об этносе, то надо вспомнить, что основными признаками его являются общность территории, языка, культуры и этнического самосознания. Этническое самосознание в свою очередь базируется на представлении о единстве исторической судьбы и общности происхождения. Конечно, этнос постепенно меняется — он может распадаться на более мелкие группы, меняются язык, культура и быт; а в результате межэтнических браков этнос может «размываться». Но пока сохраняется этническое самосознание, сохраняется и этнос. Выделяются и субэтнические группы, например «русские казаки».
Исходя из этого, мы можем разделить русское население Сибири на старожилов и переселенцев второй половины XIX— XX века. Основная часть сибирских старожилов к XIX веку была едина в сословном отношении — это были государственные крестьяне. Именно их чаще всего и называют чалдонами. Но группового этнического самосознания у них не было, поэтому отдельным этносом их считать неправомерно.
Чалдоны не являются территориальной группой, поскольку живут по всей Сибири. Нельзя считать их группой конфессиональной, как, например, кержаков — старообрядцев. Но и к сословию отнести их затруднительно, поскольку сословие служилых крестьян сложилось в Сибири только в XVIII веке, а до этого сибирские жители были приписаны более чем к 30 различным категориям служилого населения.
— Но у них же есть общие черты — с этим не поспоришь !
— Хотя у чалдонов присутствуют ярко выраженные черты славянских народов, тем не менее они более широколицы, имеют желтоватый оттенок кожи и монголоидную узкоглазость в детстве и старости, что явно свидетельствует о том, что они сформировались в результате смешения мужского европеоидного пришлого населения и местного монголоидного населения. К тому же путешественники и исследователи Сибири часто отмечали, что среди икон в «чалдонской избе» можно заметить небольшие идолы божков, вырезанных из кости и появившихся явно под влиянием верований коренного сибирского населения.
Что касается других черт чалдонов, то они сформировались в условиях сибирской действительности. Отсутствие помещичьего землевладения, земельные просторы, затруднённость административного контроля в связи с удалённостью и разбросанностью крестьянских поселений привели к формированию таких черт как индивидуализм, прагматизм, чувство собственного достоинства.
— Существуют ли какие - то бытовые особенности , присущие чалдонам ?
— Поскольку предки чалдонов переселялись в Сибирь в разное время и из разных мест, то говорить об общих традициях и обычаях сибирских чалдонов можно лишь с большой долей условности.
Есть такое понятие, как «чалдонская изба» — это большая рубленая изба, состоящая из объединённых в один дом частей, напоминающая «гармошку»: справа возле входа за сенями расположена женская кухня, а в дальнем левом от входа углу — «божница». Кстати, мужчинам на кухню заходить нельзя. А если вдруг придётся там оказаться, то трогать ничего нельзя, даже кружку для воды. Поэтому приходится ждать, когда женщина вынесет воды напиться. В свою очередь женщинам не разрешается заходить на мужскую половину и пользоваться мужскими инструментами.
За большой стол под «божницу» обычно сажают стариков, а гостей и приезжих определять в «красный угол» не принято независимо от возраста и статуса гостя.
— А если этот гость — большой начальник ?
— Даже в этом случае. Ведь неслучайно чалдонов относят к людям «вольным», которым часто приписывают пословицу «Чалдон шапку не ломает», то есть не снимает шапки и не кланяется в присутствии власти. Чалдоны работники очень добросовестные, но не любят исполнять чужих приказов.
Друзей за стол сажают рядом, собеседника — напротив. Детей и молодёжь сажают возле выхода — напротив «красного угла». Женщины могут сидеть за столом с мужчинами, но обычно это бывает только по праздникам, в обычные дни они крайне редко сидят за одним столом.
Традиционно чалдонские женщины носят чёрные платки с красной узорной вышивкой и заплетённые косы, а девушки чаще носят нарядные белые или красные платки. Ходить без платка не принято, это называется «опростоволоситься».
Но сегодня, как правило, эти традиции и обособленность чалдонов можно встретить только в отдалённых сибирских деревнях. В течение ХХ века это население сильно смешалось с другими народами не только в городах, но даже и в деревнях.
— Интересно , есть ли общественные организации , которые занимаются сохранением культуры чалдонов ?
— В 1990-е годы было создано «Нарымское общество чалдонов», которое вскоре трансформировалось в общественную организацию, которая занималась изучением исторического своеобразия чалдонов. В Новосибирске в 1989 году был создан государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны», но в его репертуаре самые разнообразные песни: и казачьи, и советские. Поэтому считать, что «Чалдоны» пропагандируют культуру и песни чалдонов, нет никаких оснований.
К тому же, чалдонов в Сибири остаётся всё меньше и меньше, и не исключено, что вскоре эта группа населения окончательно смешается с другими группами русского населения Сибири и останется только в истории.
Текст: Владимир Кузменкин/ИА «Тайга.инфо» , Фото: Сибиряки.онлайнПоследние новости
Воспоминания о войне: История Нины Ивановны
Судьба женщины, пережившей трудности войны в Сибири
Фестиваль семейных реликвий в Саяногорске
Событие собрало участников со всего региона, чтобы поделиться семейными историями и традициями.
Четвертый этап игры «Победа» прошел в Саянах
Юные патриоты проявили свои навыки в юнармейском квесте.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией