Совсем страх потеряли
Коммунисты обсудили провал нацпроекта «Экология» и мусорной реформы Сибирские коммунисты обсудили экологические проблемы своих регионов.
В каждом регионе Сибири есть свои экологические угрозы, но есть и общие. Это промышленные выбросы, смог, мусорные свалки и т.д. Виной тому отсутствие законодательной базы, коррупция, наконец, просто отсутствие политической воли. Об этом говорили на круглом столе в рамках совещания партийных активистов из Сибири и Дальнего Востока, который проходил в Иркутске в конце марта – начале апреля.
Объект туристического ширпотребаВо вступительном слове первый секретарь Иркутского областного комитета партии, депутат Государственной Думы Сергей Левченко напомнил, что после очередного избрания на пост президента Владимир Путин поручил правительству подготовить государственные программы и национальные проекты, в том числе национальный проект по экологии. Проект оказался неудачным, потому что в нём не было главного: к каким конкретно техническим показателям по выбросам в воздух и в водоёмы нужно прийти. Есть нерешённая с 90-х годов проблема ПДК (предельно допустимые концентрации) и ПДВ (предельно допустимые выбросы).
– В середине 90-х годов в экологическом законодательстве была описана методика оценки выбросов. За негативное воздействие на окружающую среду владельцы предприятий должны были отчислять серьёзные платежи. Большая часть от них должна была доставаться федерации, и порядка 40% оставаться в регионе. После принятия закона владельцы вредных производств поняли, что, исходя из затрат на экологию, они никогда не смогут выполнить эти условия. В результате олигархи возмутились, и на закон был наложен мораторий. Сегодня экологическая опасность измеряется по ПДК, а это вещь сложная в определении, на неё влияют многие факторы, допустим, ветер подул и ситуация изменилась. Непонятно, работает ли сегодня этот или нет, – подчеркнул Сергей Левченко и призвал участников круглого стола рассмотреть этот закон в своих регионах и поднять вопрос о его возвращении в нормальное русло, как это задумывалось комитетом по экологии Государственной Думы в середине 90-х годов.
Теперь – о реализации национального проекта «Экология» на примере Байкала. Левченко напомнил, что прошло десять лет с момента закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, но, несмотря на принятый закон об охране Байкала, до сих пор на берегу озера остаются неубранными опасные отходы.
– Ничего не сделано! Была государственная программа по ликвидации вреда, 53 млрд рублей было выделено, и за шесть лет едва ли было освоено полтора миллиарда. Нынешняя власть, по сути, расписалась в своей несостоятельности. Начихали даже на распоряжение президента. Те цели, которые он ставил, срывались уже девять раз! Люди, которые этим занимаются, потеряли весь страх. В последние время они стали предлагать фантазийные технологии по ликвидации шламоотвалов, например, с помощью каких-то особых червей или микробов, которые всё переработают… Фантазии беспредельные, – заявил первый секретарь Иркутского обкома.
По словам Левченко, задача ликвидации экологического вреда требует больших средств и не приносит никакой прибыли. Поэтому сегодняшней власти неинтересно этим заниматься.
Позицию депутата поддержал заместитель председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, природопользованию и экологии Егор Олзоев .
– Буряты относились к Байкалу со священным трепетом, даже коров к нему не подпускали, чтобы не осквернить. А сегодня Байкал – объект туристского ширпотреба. Антропогенное воздействие человека негативно сказывается на экологии озера. Иркутские и бурятские учёные говорят, что байкальская губка, которая очищает воду, на 30% мертва, а ещё на 30% больна. Виной тому фосфаты, содержащиеся в моющих средствах. Проблема в том, что сегодняшние технологии не позволяют очищать воду от фосфатов.
Олзоев напомнил, как в 70-х годах на грани катастрофы оказалось озеро Бива в Японии. Экологи призывали жителей не пользоваться синтетическими моющими средствами, которые вызывали цветение, и перейти на обычное мыло. В результате понадобилось более двадцати лет, чтобы озеро восстановилось.
Вторая причина загрязнения Байкала – это балластные воды, которые сбрасываются с судов, в том числе отходы с кухни и уборных.
– Пунктов приёма этих вод на Байкале нет, – объяснил Олзоев, – и все суда опорожняются в озеро. Теперь уже гостю побоишься зачерпнуть воды, вдруг там что-то плавает.
Третья проблема – пластик (посуда, пакеты, бутылки и т.д). Микропластик уже находят в байкальских рачках и рыбе. В Госдуму внесён в первом чтении законопроект о запрете продажи одноразовых пластиковых изделий в Байкальской природной зоне. Однако региональные чиновники опасаются, что пакеты и бутылки нечем будет заменить.
И, конечно, мусор. По словам Егора Олзоева, полигоны в Бурятии на 80% заполнены мусором, который можно разделить, переработать. И, самое главное, население готово сортировать мусор, а предприниматели – перерабатывать. Но нет условий.
– Считаю, что надо законодательно вводить раздельный сбор мусора по всей России. Все страны давно это делают, и нам тоже необходимо, – продолжил докладчик.
Также Олзоев рассказал, что в Улан-Удэ, особенно в районах частного сектора, где дома топят дровами и углём, ПДК по бензпирену в 60 раз превышает норму. Город тонет в дыму, дышать нечем.
– Альтернативой является перевод частных домов на электроотопление, вопрос только в тарифах и мощностях. Когда в Бурятию приезжал президент, он в очередной раз говорил, мол, газ подтянем и все проблемы решим, но не сказал – когда. На наш взгляд, навряд ли это возможно, а если возможно, то только в очень далёком будущем.
Мусорные монополистыПроблему мусора продолжила руководитель фракции КПРФ в Законодательной Думе Томской области Наталья Барышникова .
– У нас в области полностью завалили мусорную реформу, особенно ситуация тяжёлая в сельской местности, где такие тарифы, что оператор уходит. Главы районов не знают, что делать. Приходится договариваться с мужиками, у которых есть тракторы, и куда-то мусор вывозить и закапывать. И так происходит на протяжении нескольких лет.
По словам члена фракции КПРФ Томской городской Думы Владимира Чолахяна , бизнес по сбору мусора в российских городах полностью монополизирован. На федеральном уровне нет ограничений для местных властей, чтобы они не создавали условия, при которых отсекается мелкий и средний бизнес. Если бы аукционы на вывоз разыгрывали по каждому виду мусора, тогда ситуация не была бы плачевной, как сегодня. Необходимо внести норму, чтобы мелкий и средний бизнес мог участвовать в торгах по вывозу крупногабаритного мусора, на который не требуется разрешений.
Об экологических проблемах Омской области рассказал руководитель фракции КПРФ Законодательного собрания региона Константин Ткачев . Местных жителей тревожит сброс промышленных отходов в Иртыш, грязный воздух и бездумная вырубка деревьев под жилые микрорайоны и особую экономическую зону «Авангард».
– В советское время Омск называли городом-садом, теперь говорят: город-пень. Из-за того, что стало нечем дышать, люди переезжают в другие города. Попасть на предприятия, которые загрязняют атмосферу, невозможно без санкции прокурора или без согласования с руководством.
Немало экологических проблем существует в Республике Алтай, которая славится своей уникальной природой. Очень тревожит ситуация вокруг знаменитого Телецкого озера, крупнейшего водоеёма Южной Сибири. Как рассказал первый секретарь Алтайского рескома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай Виктор Ромашкин , Телецкое озеро называют младшим братом Байкала, и беды у них общие.
– Туризм на Алтае стал проблемой. Около двух миллионов посещений в год! Антропогенная нагрузка в часто посещаемых местах превышает все разумные пределы. Множатся турбазы, перекрывается доступ к берегам рек, озёра уходят в частные руки, вырубаются леса. Увеличивается число моторных лодок, катеров, использующих ГСМ. Надо бы ограничить этот поток, нужен закон об охране территории.
Нерадивых – штрафовать, волонтёрам – помогатьТакже Виктор Ромашкин поднял проблему безнадзорных собак. Она в регионе стоит очень остро. В марте депутаты Горно-Алтайского горсовета обратились в Госсобрание Республики с предложением ужесточить наказание для безответственных владельцев собак. Предлагается почти в три раза поднять размер штрафов за самовыгул, а при повторном нарушении размер наказания может вырасти в пять раз и достичь 15 тысяч рублей. Однако законопроект конфликтует с федеральным законодательством: собак содержат физические лица, в отношении которых местная власть не имеет права устанавливать штрафы выше пяти тысяч рублей. Поэтому законодательную инициативу надо передать в Госдуму, которая может принять такой закон. И даже если он будет принят, это не решит проблему полностью, потому что многие собаки не имеют хозяев и, по сути, являются дикими.
Проблема безнадзорных собак оказалась одной из самых наболевших, о ней говорили практически все участники круглого стола. В сельских районах Алтайского края бродячие собаки в пятом-шестом поколении нападают на людей и домашний скот. Федеральный закон не позволяет их уничтожать. Муниципалитетам предписано отлавливать собак, стерилизовать и выпускать на волю. Но средств на это нет.
В Бурятии очень много случаев нападений собак на людей. Недавно стая едва не растерзала пятилетнюю девочку.
Конечно, одними штрафами проблему не решить, к тому же, если у собаки нет хозяина, то и штрафовать некого. Что касается стерилизации, то многим владельцам животных она не по карману.
– Томские зооволонтёры провели мониторинг и выяснили, что 50% бродячих собак – это бывшие домашние животные, – сообщила Наталья Барышникова, – есть два пути решения проблемы. Во-первых, нужна программа стерилизации, причём для малоимущих это должно делаться бесплатно или по минимальным ценам. Во-вторых, необходимо ужесточить ответственность в отношении недобросовестных владельцев собак.
Константин Ткачев из Омска напомнил о положительном опыте общественных организаций, которые создают приюты для собак, лечат, кормят, стерилизуют и раздают новым владельцам. Такую волонтёрскую деятельность нужно всячески поощрять и стимулировать.
– Но наш городской совет, где большинство составляют единороссы, поднял земельный налог в пять с половиной раз. Если раньше общественные организации, содержащие приюты для животных, платили 100 тыс. рублей в год, то теперь должны заплатить 550 тыс. Естественно, это нереально. При таких налогах у владельцев приютов один выход – закрыться, – прокомментировал депутат.
Итоги круглого стола подвёл Сергей Левченко, он сообщил, что в апреле фракция КПРФ Госдумы проведёт круглый стол по мусору, где будут прорабатываться предложения, в том числе по раздельному сбору мусора и утилизации. Очень важно, чтобы из всех регионов были предложения. Также депутат отметил, что на уровне Законодательного собрания Иркутской области были подготовлены поправки в федеральный закон №498 «Об ответственном обращении с животными». Было принято решение доработать их и направить другим субъектам РФ, чтобы и они доработали предложения по изменению закона и также выступили с аналогичными федеральными инициативами.
Текст: Людмила Измайлова , Фото: автора и ИА «БГ Иркутск»Последние новости
Городская спартакиада для людей с ОВЗ: этап в Мегаполис-спорт
Спортсмены с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в бочче.
Фестиваль семейных реликвий в Саянах
Город Саяны собрал семьи для обсуждения своих историй и традиций.
Народный календарь: День Родионов и Ераста
История и традиции празднования 23 ноября.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией