"Прогулки по старому Иркутску - Мосты через реку Иркут". Вторник, 26 июля 2022.
Вторник, 26 июля 2022 года, у главного корпуса курорта «Ангара»,
Прогулки по старому Иркутску: 11 сезон
"Мосты через реку Иркут"
Вторник, 26 июля 2022 года, у главного корпуса курорта «Ангара», 18:00
Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает на уличную встречу нового, 11-го, сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Каждую неделю организаторы готовят специальную открытку и ждут всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей.
Город, расположенный на берегу Ангары, нуждался в постоянном мосте через эту крупную реку, но первый постоянный мост для гужевого движения и пешеходов был построен через реку Иркут, поскольку построить мост через Ангару было сложнее и дороже,
Когда в Иркутск приехали инженеры путей сообщения для выбора направления железной дороги на восток, долина Иркута стала объектом их пристального внимания. Здесь хотели соорудить железнодорожную станцию, через реку построить железнодорожный мост, а вдоль Иркута могла направиться КБЖД. В то время выяснилось, что городской иркутный мост постоянно подвергался натиску реки, что было проблемой для города и стало поводом для особого подхода к проектированию ж/д моста.
Городская управа просила начальника работ по постройке Забайкальской железной дороги А. Н. Пушечникова обратиться в Министерство путей сообщения, чтобы приспособить будущий мост для экипажной езды и пешеходному сообщению. Гласные написали министру путей сообщения М. И. Хилкову. Министерство было готово оказать содействие, т.к. ему казалось, что устройство экипажного сообщения через Иркут – наименьшие издержки для города, однако отказалось финансировать проект. Путейское ведомство не могло само решить этот вопрос без решения правительства, которого так и не было.
Но городу удалось решить эту проблему и найти деньги. Первый железнодорожный мост через Иркут, как и гужевой, был деревянным. Строительство металлического моста было рискованно не только из-за дороговизны, но и неясности, куда пойдет КБЖД, и войдет ли Иркутск – Байкальская железнодорожная ветвь в магистральную линию или просто окажется не нужной. Такой была позиция А. Н. Пушечникова, возглавившего проектирование и строительство деревянного моста через Иркут.
С приходом первого поезда в Иркутск открылось движение поездов, гужевых повозок и пешеходов по деревянному однопутному ж/д мосту. Экипажный проезд несколько лет осуществлялся по полотну, устроенному на мосту в уровень рельсов. С увеличением пропускной способности стальной магистрали такое совмещение стало невозможным. Как бы не стремились городские власти убеждать железнодорожников, а совмещённое движение стало не безопасным. В связи с проектированием металлического моста министерство путей сообщений предложило бесплатно передать деревянный железнодорожный мост городу. В этом случае город без особых затрат был бы прочно связан с левым берегом Иркута.
Городские власти ответили отказом, даже при условии возврата городу средств, затраченных ранее на его строительство. Рассматривали предложение строить мост для гужевого и пешеходного движения в двух ярусах и в двух направлениях, чтобы не зависеть от движения поездов. Но помешала русско-японская война. М. И. Хилков ответил генерал-губернатору, что стоимость двухъярусного моста высока, строительство затянется надолго, а деревянный мост следовало заменить быстро, т.к. он обветшал и представлял опасность для проезда.
Автор проекта нового моста инженер А. Н. Пушечников упростил конструкцию, сделав железнодорожную и экипажную езду по одному полотну, но с возможностью пользоваться опорами моста для строительства второго рельсового пути. Император одобрил проект. Как только открыли железнодорожное движение по металлическому мосту, выяснилось, что при совмещении железнодорожного движения с гужевым, при увеличении пропускной способности железнодорожного движения возникли проблемы. Проезд экипажей по металлическому мосту стал невозможен. Министерство путей сообщения решило построить через Иркут выше железнодорожного моста понтонный мост для нужд населения, а также устроить для пешеходов тротуар на консолях. Гужевое движение осуществлялось летом по плашкоутному перевозу, зимой по льду, и лишь короткое время ледостава и ледохода по железнодорожному мосту. Вскоре понтонный мост снесло, сообщение через Иркут могло осуществляться только по железнодорожному мосту. Оставлять деревянный железнодорожный мост для экипажного движения было опасно из-за пожаров. А. Н. Пушечников приказал разобрать деревянный ж/д мост. У города вновь возникли проблемы с переездом через Иркут.
В советское время ж/д мосты через Иркут неоднократно испытывались. Старые металлические мостовые пролёты были заменены на современные, а для гужевого автомобильного и пешеходного сообщения был построен железобетонный мост.
Автором прогулки «Мосты через Иркут» выступит кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта.
Начало прогулки – от главного корпуса курорта «Ангара» (ул. 2-я Железнодорожная, 4). Начало в 18:00. Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности».
По всем вопросам: +79025192178 (Алексей)
Телеграм-канал «Прогулки по старому Иркутску»: https://t.me/progulki_irk
Телеграм-канал «Улица Большая»: https://t.me/bolshaya38
Группа Vkontaktе: https://vk.com/progulki_irkutsk
Группа «Одноклассники»: https://ok.ru/irkutskprogulki10
Youtube-канал Petrov.Media: https://www.youtube.com/c/PetrovMedia/videos
Байкал ИнфоПоследние новости
Развитие российско-армянских связей на межпарламентской комиссии
Игорь Кобзев обсудил сотрудничество Иркутской области с Арменией.
Отравление учеников в Красноярске
В результате отравления 23 школьников госпитализировали и проводят расследование.
Бесплатный отдых для пенсионеров в Иркутской области
Пенсионеры провели незабываемые дни в оздоровительном комплексе под Ангарском.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку