История Казанской церкви
История христианства в Черемхово, несмотря на некоторые точные сведения, доступные благодаря епархиальным изданиям, все-таки имеет больше белых пятен, чем прояснений.
История христианства в Черемхово, несмотря на некоторые точные сведения, доступные благодаря епархиальным изданиям, все-таки имеет больше белых пятен, чем прояснений. К сожалению, обе черемховских (а в 18 веке — еще и самая первая, деревянная) церкви не сохранились, отсутствует и их полное изображение. Нет точных достоверных сведений и о священнослужителях. Поэтому работа Поляковой Полины, ученицы 7 класса школы № 3 им. Николая Островского, под руководством учителя истории Елены Викторовны Стукалевой, заслуживает пристального интереса всех, интересующихся историей города Черемхово.
Слово автору
Все чаще и чаще краеведы обращаются к ярким событиям истории нашего города, изучают, исследуют, дополняют, восполняют утраченные факты. Но порой мы слишком поздно задумываемся над необходимостью сохранить, сберечь, не разрушить…
Такова и судьба Казанской церкви города Черемхово — прекрасного, парящего ввысь Храма, с такой любовью построенного в конце 19 века и так бездумно разрушенного в 30-е годы 20 века.
Введение Актуальность работы
Изучение истории родного края, сохранение и переосмысление полученных знаний всегда остается актуальным вопросом современности. В истории небольших городков есть много «белых пятен». Такова и история нашего замечательного города Черемхово, 105-летие которого мы отмечаем в этом году. Мало изучен вопрос о строительстве Казанской церкви, нет полных изображений этого замечательного архитектурного сооружения 19 века. Наш проект поможет восполнить эти пробелы и приоткрыть еще одну страницу истории малой Родины.
Цель проекта
Создание макета разрушенной Казанской церкви в г. Черемхово.
Задачи проекта
1. Собрать и проанализировать исторические факты существования Казанской церкви в городе Черемхово.
2. Провести сбор фотографий по теме проекта из семейных альбомов, музейных архивов, СМИ.
3. Сформировать образ церкви и выбрать материал для его воплощения.
Ценность проекта
Результаты проекта могут быть использованы для применения их как национально — регионального компонента на различных уроках: географии, истории и других предметов, для проведения классных часов, экскурсий в школьном музее.
Практическая значимость проекта
Данный проект позволит углубить знания по истории России и родного края, может быть использован во внеурочной работе, как учителями, так и учащимися.
Исторические зарисовки
История строительства церкви в селе Черемховское
История возникновения города Черемхово началась с постройки острогов по берегам рек Белой и Ангары. Первые из них — Балаганский и Идинский — были возведены в 1654 году, Бельский — в 1691 году. Рядом с острогами вырастали зимовья и заимки, на месте которых позднее возникли села и деревни. Тропы и дороги пересекались в Черемуховой пади, где протекала небольшая речка Черемховка, переименованная потом в Черемшанку.По преданию, задолго до прокладки Московского тракта, падь была обжита русскими, построившими придорожное зимовье или заимку и занимавшимися хлебопашеством.
А там где строился острог, там строили и храм. Интересна история создания Черемховской церкви. Первый храм был построен в 1797 году и освещен во имя Святителя и Чудотворца Николая — особо покровительствующего тем, кто в пути и в путешествии. Церковь была построена на сумму, собранную от добровольных подателей. Приход в то время составлял примерно 250-300 человек. Здание было каменное с деревянным верхом, без колокольни, одноэтажное. Престол освещен во имя Николая Чудотворца. Храм находился в конце улицы Большая (сейчас Первомайская). В интерьере стены храма были украшены живописью и старинными иконами из древней деревянной церкви. Среди них выделялась икона с редким сюжетом, изображавшая Ноя с тремя его сыновьями.
В том месте, где сейчас находится продуктовый магазин № 43 и предприятие «Водоканал», церковь к середине 19 века пришла в ветхость, и в 1891 году была построена новая, каменная. В старой церкви богослужения не совершались.
При строительстве новой церкви были совмещены разные строительные материалы, что характерно для Иркутской епархии. Основание храма сделали каменным, а верхние, более сложные венчающие части — деревянными.
Первоначально церковь имела два престола: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Казанской иконы Божьей матери (в теплом пределе, слева; впоследствии Казанский престол был упразднен). Казанская церковь
Священник, диакон, псаломщик
Священник Ковригин П. П., при котором храм был построен и освящен, был сыном священника, уроженцем Иркутской губернии, села Оёк. В то время ему было 34 года. Новую церковь начали строить в 1887 году на церковные средства и пожертвования прихожан и других доброхотных подателей. Подрядчиком был мещанин Емельян Куклин.
В октябре 1891 года церковь была освящена во имя «Божьей Матери иконы Казанской».
Так описывается это событие в Памятной записи по церкви и приходу Клировой ведомости за 1891 год о Казанской церкви Балаганского округа, Черемховской волости и той же слободы.
6 октября с благословения Высокопреосвященнейшего Вениамина Архиепископа Иркутского и Нерченского, при большом стечении народа состоялось освящение нового храма Преосвященнейшим Агафангелом Епископом Киренским, при участии 20 священнослужителей. Перед литургией местный псаломщик Дубов посвящен Преосвященнейшим в стихарь, а за литургией псаломщик Кутуликской церкви Канаровский посвящен в сан диакона .Казанская церковь была редким для Иркутской епархии пятиглавым храмом. Монументальный храм завершался широким восьмириком с массивным восьмигранным куполом и главой. Еще четыре небольшие главки поднимались над углами четверика. Ярусная восьмигранная колокольня возвышалась над притвором. Ее венчал крупный купол, подобный храмовому, но меньших размеров. Каменный четверик по фасадному убранству был близок к церквям — Николаевской в селе Кимильтей и Троицкой в селе Зима. Автором проектов этих церквей был иркутский архитектор В. А. Кудельский.
По высочайше утвержденному штату в храме были положены — как Инокентьевой поместной церкви Нукутска в 1881 году, а архитектор был награжден набедренником Высокопреосвященнейшим Вениамином.
При церкви имелся хор певчих под управлением местного диакона Ларева.
К 1914 году Черемховский приход включал около 9 тысяч человек. В штате при церкви в это время состояло три священника, диакон и три псаломщика.
Сказание об отце Симеоне
Отец Симеон (Сальвин) приехал в село Черемховское в конце девятнадцатого века, с женой и первенцем, дочкой Анастасией. Привезли с собой немецкую физгармонию. Жили в деревянном особнячке напротив храма. Матушка Наталья обучала своих детей грамоте, музыке, все были одарены талантами, хорошо пели, играли на музыкальных инструментах, рисовали.В 1914 году началась Отечественная война, позже названная Первой мировой. Был объявлен призыв священнослужителей, молодых. Из клириков Черемховской церкви призыву подлежал молодой диакон, у которого недавно родился второй ребёнок. Жена плакала, умоляла отца Симеона заступиться, чтобы не забирали мужа, ведь не выжить ей с двумя маленькими. Отец Симеон успокаивал, мол, что-нибудь придумаем. И вот что надумал батюшка Сальвин: семья у него большая, старшие уже имеют профессию и работают. Тоня, младшая, в школу пойдёт. А он, о. Симеон, ещё крепок телом и духом, всего-то 58 лет. Благословил своё семейство на добродетельную жизнь и пошёл на призывной участок, служить верой и правдой родине — России. Пошёл добровольцем на фронт, благословлял перед атакой бойцов, в госпиталях служил молебны за здравие, отпевал погибших солдат. Хоть в атаку не ходил, не отстреливался от немцев, но… не миновала его погибель. В госпитале заразился холерой и умер в земле австрийской. Семья Сальвиных в Черемхово
После революции началось повсеместное гонение на церковь. 5 мая 1935 года Черемховский горсовет, не объявляя постановления культурной комиссии, произвел фактическое изъятие из ведения общины здания храма и его имущества. Как пишет в ходатайстве о сохранении утвари и возвращении храма верующим председатель церковного совета Пискунов, вся утварь вывозилась в ночное время. Притчу было запрещено совершать требы. В день Радоницы (поминания усопших) на кладбище собрались тысячи верующих, но их чаяния остались неудовлетворенными. Здание церкви переоборудовали под аэроклуб, колокольня стала парашютной вышкой.
Черемховская община боролась за церковь. Неоднократно писали ходатайства в Президиум ВЦИК, Культурную комиссию при краевом Центральном комитете Восточно-Сибирского края, посылали ходоков в Москву. С 1935 по 1937 г. г., «по действию непрекращающихся хлопот прихожан», несколько раз давались «сверху» указания о возврате храма верующим. Но исполнение их никем не контролировалось. В апреле 1937 года Черемховский горсовет приступил к окончательной поломке церкви. На ее фундаменте была построена школа № 25.
Черемховский педагогический колледж, здание 1 , ранее — школа 25Архитектор храма Казанской иконы Божией Матери города Черемхово В. А. Кудельский
Автор трех храмов в соседних бывших трактовых селах — Кимильтее, Зиме и Черемхово — иркутский архитектор Владислав Андреевич Кудельский.
Творческий путь архитектора 1880-е – начало 1890-х г. г. — заключительный этап творческого пути В. А. Кудельского. После общегородского пожара 1879 г. архитектор активно включается в восстановление Иркутска, работает практически почти во всех жанрах архитектуры. Проектирует и осуществляет надзор по возведению частных домов в массовой застройке. Не продолжительное время работает городским архитектором, участвует в проектировании после пожарного плана Иркутска;выполняет крупные гражданские постройки: дом с уличным флигелем-лавкой купчихи Х. Я. Колыгиной (1881-1883, ныне Дом офицеров, флигель реконструирован в последнее время под Дом бракосочетания с утратой фасадной пластики);
совместно с Г. В. Розеном и В. А. Рассушиным участвует в проектировании комплекса Промышленного училища (1882-1884, ныне биологический факультет ИГУ, боковые флигели и ограда снесены в послевоенное время), проектирует здание синагоги (1881). Наиболее значительные достижения этого периода, как и прежде — проекты храмов и их постройки. Они отличаются большой степенью гармонии художественного выражения формы: церковь Св. равноапостольного князя Владимира (1888-1895); часовня Иверской иконы Божией Матери на Ивановской площади (1891, разобрана в 1931 г.).
В конце 1870-начале 1880 г. г. Кудельский строит 3 храма за пределами Иркутска на основе одной объёмно-пространственной композиции — в Зиме, Кимельтее и Черемхово (последний не сохранился).
Для их сооружения был использован типовой проект с фасадно-инвариантной пластикой. Все годы архитектор бессменно служит в Строительном отделении при Главном управлении Восточной Сибири. В марте 1886 г., относительно рано, он вышел в отставку в чине коллежского советника (чин VI класса, весьма численный, равный армейскому полковнику), отмечен орденами Св. Анны III степени (1865) и СВ. Владимира IV степени (1880). Последние не многие годы жил в деревянном особняке, построенном по собственному проекту на угловом участке ул. Большой Русиновской и 4-й Иерусалимской (ныне 4-я Советская, 44).
Владислав Андреевич Кудельский скоропостижно скончался 31(19) августа 1893 г. в возрасте пятидесяти четырёх лет в Иркутске. Отпевали его в польском костёле. Похоронен на католической части Иерусалимского кладбища, могила утрачена. Не пощадило время и большинство его построек, но те, что сохранились, продолжают жить достойно среди памятников земли иркутской в благодарность потомкам и «в наше собственное возвышение «.
Существует предположение, что храмы Кимильтея, Зимы и Черемхово, созданные одним архитектором, похожи друг на друга как братья.
Особенное сходство существует с Никольским храмом Кимильтея.
О храме села Кимильтей Свято-Никольская церковь видна сразу, едва поворачиваешь на мост к Кимильтею с центральной автотрассы. Величественное и вместе с тем воздушное строение красоты необыкновенной: купола золотятся на фоне голубого необъятного неба, белокаменные стены возвышаются среди приземистых деревенских построек, а вокруг простираются до горизонта поля и луга. Дух захватывает, когда смотришь, – Россия!Первая церковь в селе появилась в конце 1770 года. Она была деревянная, простояла 110 лет и начала гнить. К тому времени в Кимильтее был открыт кирпичный завод, и сельчане решили вместо деревянной церкви построить белокаменную. Ее строительство началось в 1883-м и было завершено всего за неполных три года.
В то время Кимильтей был огромным селом – насчитывал 440 дворов, и каждый должен был сдать 30 яиц в месяц… в качестве строительного материала, для скрепления кирпичей, использовали яйцо. Когда церковь реставрировали, между кирпичами четко просматриваются вкрапления яичной скорлупы.
Благодаря строительству Московского тракта, который проходил в то время по селу, Кимильтей в XVIII–XIX веках стремительно развивался. Здесь было 26 производственных единиц, в том числе кирпичный и кожевенный заводы и целых восемь кузниц. На месте, где сейчас находится музей, стоял дом купца 1-й гильдии Якова Метелева. Его владелец был очень богат, имел магазины в Иркутске, Томске и Омске. В середине 1891 года будущий царь Николай II, в ту пору еще цесаревич, совершая поездку по Московскому тракту в Китай и Индию, остановился в Кимильтее и провел две ночи в этом доме. Достоверно известно, что цесаревич посещал и Свято-Никольский храм, ежедневно бывая на службах.
Возведенная сельчанами каменная церковь была разорена в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезглавленном храме располагался зерносклад, а в начале 50-х годов в нем открыли дом культуры и библиотеку.
В 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской православной церкви. Долгих 15 лет ушли на то, чтобы привести храм в порядок. От старинного здания сохранилась только нижняя часть. Она была покрыта двускатной кровлей. В разделенном на два этажа помещении в советское время размещались кинозал и библиотека.
В 2004 году приступили к реконструкции старинной сельской церкви. Согласно историческим сведениям в конце XIX века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным архитектурным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она стала образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор Владислав Кудельский. По его же проекту в 1891 году был возведен храм Казанской иконы Божией Матери города Черемхово.
Сегодня, к сожалению, ни один из этих архитектурных памятников церковного зодчества не сохранился в своем первозданном виде. За основу реконструкции храма в Кимильтее были взяты фотографии Михаило-Архангельского храма села Уян. Вот так выглядит сейчас храм в Кимильтее.
Последние новости
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Иркутской области
Специальная линия помощи запущена в преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом.
Поддержка тепличных хозяйств Иркутской области остается актуальной
Депутаты Законодательного Собрания поднимают вопросы о сохранении мер господдержки для аграриев.
Проверка прокуратуры Зиминска по вопросам ЖКХ
Зиминская межрайонная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку