Знахарство. Сакральные практики
Тема не однозначная, отношение к знахарству (от слова ЗНАТЬ) в разное время, у разных народов (особенно в отсутствии продвинутой медицины) было единственно верным: Помоги мне!
Тема не однозначная, отношение к знахарству (от слова ЗНАТЬ) в разное время, у разных народов (особенно в отсутствии продвинутой медицины) было единственно верным: Помоги мне! Ты же ЗНАешь, как. Сегодня знахарство воспринимается, в основном, как пережиток неграмотного прошлого.
Как же обстоит на самом деле? Ведь еще существуют народные бытовые сакральные практики, когда люди верят, что помочь могут не таблетки, а что-то другое. Разобраться в практике знахарства отважно попыталась, под руководством педагога дополнительного образования Бедушвиль Светланы Николаевны, ученица 9 класса МКОУ СОШ с. Бельск Фильчук Анастасия.
Слово автору
С одной стороны, Знахарство с древнейших времён возникало у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктах животного происхождения, минералох, а также опыт о помощи больному и по уходу за ним.
С другой стороны, Знахарство — незаконное занятие врачеванием как профессией лицами, не имеющими общепринятого (официального) медицинского образования. Под знахарством подразумевают, известные с незапамятных времен у народов, всех стран, «примитивные» способы лечения, которые традиционно сопровождаются различными ритуалами.
Широко использовались ритуальные обряды (заговоры, заклинания и др.). Они воспринимались как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на поврежденную конечность, массаж, кровопускание и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.
По мере накопления положительного опыта, возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде выделялись:
Костоправ Травник Рудомет (тот, кто лечит кровопусканием) Очных дел мастера Кильных дел мастера (специалисты по вправлению грыж). Апитерапевт ( пчелолечение)Народная медицина во все времена имела очень противоречивый характер. Многие считают её обманом, думая, что нет в ней никакой пользы, другие же, наоборот, не доверяют официальным врачам и больницам. Они пользуются только методами, которые «завещали» бабушки и прабабушки. Это способы, которые передавались из поколения в поколения долгие годы. Одним из интереснейших элементов народной медицины является деятельность знахарей и сам заговор как таковой.
Наиболее часты ассоциации знахарства с колдовством и порчей, которые приносят вред людям. Обычно говорили: он хотел ее «испортить» – навести порчу. Так, в начале XIX века к человеку, который занимался знахарством, уделялось пристальное внимание.
У моего дедушки в семье были знахари.
И вот что он мне рассказал.
Моя бабушка поделилась со мной воспоминаниями о том, как её мама (моя прабабушка) лечила всех людей в округе от желтухи.Были у мамы большие желтые бусы, как из бисера. Однажды соседку выписали из областной больницы, где ей сказали, что проживёт она не больше месяца. Так вот, пришла она к моей маме и попросила о помощи. Мама отвела её в баню, там мыла её и шептала особые слова (какие – никому не говорила и не разрешала разбалтывать тем, кого ими лечила). Затем в настоявшуюся на печи воду она бросала одну бусинку от тех самых золотых бус и велела больной выпить. После мытья нужно было обязательно переодеться в чистую одежду. Данную процедуру нужно было повторять три дня подряд. Эта соседка дожила до 60 лет.
Однажды приехал к нам сосланный в Сибирь и поселился по соседству. Пришёл к маме и попросил её вылечить, она отвела его в баню, провела процедуру, а он надел свою ношеную одежду. Так его после этого всю ночь припадки хватали, и он бредил. Потому что именно в чистую одежду после процедуры переодеваться нужно.
Ещё водили к ней соседских детей. Она садилась с ними к печке и молитву шептала, а после руки, ноги и лицо сажей обмазывала ребёнку. После этого грудные дети плакать переставали кричать и прямо у неё на руках засыпали.
Самым распространённым методом лечения простудных заболеваний в семье у бабушки была раскалённая кочерга. Мы ведь не знали вообще, что такое таблетки. Если вдруг кашель или горло болит, мама берёт кочергу, бросает в печку. Кочерга красная, накаляется, мама берёт и опускает её в холодную воду, этой водой поит нас перед сном, наутро никаких следов простуды не остаётся.
Рожистое воспаление лечила мелом и красной материей, при этом шептала какие-то слова.
Таким образом, мы видим схожесть всех тех процедур, которые знахари проводят с больными людьми. Обязательно присутствует ритуальная атрибутика, произносятся специальные слова (молитва, заговор), которые в сумме составляют некий обряд. Что касается личности знахаря (целителя), то можно заметить, что это мог быть обычный человек, который бесплатно помогал соседям.
И сегодня в селе Бельск есть бабушки, которые лечат заговорами. Их возраст уже за 80 лет. Они не захотели со мной общаться, объясняя это тем, что могут потерять свой дар. А лечат они, в основном, детей от испуга и от сглаза.
Ефремова Татьяна Александровна – Черемховская знахарка
Мне удалось поговорить со знахаркой из города Черемхово, которая занимается этим уже 30 лет.
Я знахарка, занимаюсь этим уже 30 лет. Прошла два посвящения: первое Заговорный, а второе Видящей.
Поняла я, что мне это нравится. Когда к нам переехала семья, у их девочки на шее лишай был. У меня в детстве тоже как-то был, мне папка его выжег уксусной кислотой, ожог лечили потом. А девочка та не хотела ни в какую. Ну, я думала, что делать. Тут соседка пришла, сказала, что слышала о проблеме. Сказала, сможет заговорить лишай , и на утро все пройдет. Ну, я махнула рукой, думаю, пусть делает.
Принесла она, значит, всякие странные штучки, провела обряд и ушла. На утро приходит ,спрашивает: «Ну что, как прошло?» Я плечами пожала, мол, не знаю. Посмотрела она, а там как будто ничего и не было.
Я начала интересоваться , как это. Она мне и сказала: «Если хочешь, приходи к нашему учителю вечером». Я пришла к ней домой, она увела меня. Я думала — мошенник, денег потребует. Но нет, он сказал что никаких денег не нужно , он делает все это просто так, для того, чтобы помочь людям.
Когда начала понимать, что все это на самом деле помогает, и люди приходят к нему за помощью, начала общаться . Спустя несколько лет он с улыбкой на лице меня посвятил в Знахарство, да и потом в Видящую. Сейчас его, правда , уже нет.
Если на заболевание, то я уже работаю как травница.
По мере развития научной медицины знахарство, не умеющее объяснить действительные причины болезней, неспособное избавить человека от страданий, становится одним из вреднейших пережитков. Но во многих государствах, в которых квалифицированная медицинская помощь, вследствие ее высокой материалоёмкости, и как следствие — её дороговизны, мало доступна необеспеченным слоям населения, возрождается знахарство.
В настоящее время, когда забота о повышении материального благосостояния и здоровья только декларативно провозглашаются главной социальной задачей, а медпомощь позиционируется как бесплатная и общедоступная, фактически бурно процветают махровые суеверия, знахарские «врачевания», религиозные предрассудки. Способствует возрождению знахарства тотальная деградация культуры и материалистических воззрений.
Занятие врачебной практикой, как профессией, лицами, не имеющими медицинского образования, рассматривается законодательством как незаконное врачевание, наказание за которое предусмотрено Уголовным Кодексом.
Если в результате действия знахарей возникают вредные для здоровья больного последствия:
ухудшение течения болезни; переход болезни в хроническую форму; телесные повреждения; упущение сроков для медицинского вмешательства; или наступает смерть больного, —виновные подлежат уголовной ответственности — и за незаконное врачевание, и за соответствующее преступление против жизни и здоровья. В таких случаях проводится судебно-медицинская экспертиза, которая решает следующие вопросы:
как объективно влияли на здоровье больных использованные знахарем приемы; имеется ли причинно-следственная связь между ними и ухудшением в течении заболевания или наступлением смерти больного; не были ли упущены сроки для оказания медпомощи; в каких последствиях и в какой степени проявляется вред, причиненный здоровью пациента «лечением» знахаря.Даже в тех случаях, когда выполнение знахарских манипуляций не наносит непосредственного вреда пациенту в данный момент, не диагностированное вовремя и не леченное надлежащим образом врачом заболевание в дальнейшем может прогрессировать, вызвать осложнения и стать опасным для жизни или превратиться в страдание с хроническим течением; инфекционное заболевание может стать опасным для здоровья и жизни окружающих.
Особенно опасны попытки знахарей лечить инфекционные болезни, осложнения родов, а также те их действия, которые являются подделкой под научную медицину; нередко знахари «применяют» вместе молитвы, травы, аптечные препараты, прибегают к кустарно изготовленным инструментам, с помощью которых производят опасные для жизни больного хирургические манипуляции.
Так что следует очень хорошо подумать, прежде чем решиться обратиться к знахарям или «бабушкам».
Последние новости
Вячеслав Воскобович обучает воспитателей в Братске
Педагоги дошкольного образования города получили уникальные знания от создателя развивающих игр.
Безопасность детей на горках: Госавтоинспекция Братска принимает меры
Власти города устраняют опасные снежные горки для предотвращения несчастных случаев.
Память святителя Иоанна Златоустого отмечается в Братске
Епископ Константин провел службу в день памяти святого.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований