ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит
ИТ-инфраструктура в предприятии является фундаментальным элементом, без которого компания не сможет продвинуться ни на шаг. Эффективные внутренние процессы и эффективное взаимодействие с клиентами и поставщиками - все это зависит от правильного организованного ИТ-уровня предприятия.
В наше время, когда бизнес подвергается влиянию глобализации, проекты и системы становятся все сложнее и сроки на их реализацию сокращаются. Существует множество ИТ-решений для оптимизации многих процессов, однако большинство из них требует квалифицированных специалистов IT-службы. Процессный подход помогает улучшить качество сервиса, а также снизить затраты.
Аббревиатура ITSM (Information Technology Service Management), или «управление ИТ-услугами», подразумевает обслуживание ИТ-отделом других отделов компании в соответствии с условиями предоставления услуг. Это сервисный подход к работе ИТ-службы. Для организации такого подхода применяют Библиотеку ИТ-инфраструктуры (ITIL).
Управление ИТ-инфраструктурой довольно сложный процесс, который требует серьезного подхода и определенных знаний. Для практического внедрения принципов ITSM используется набор документов, которые хранятся в библиотеке ITIL.
Идея создания ITIL возникла еще в 1980 году по инициативе британского правительства. Работы над ним продолжались с 1986 по 1989 годы, а первая редакция была выпущена только в 1992 году. На основе ITIL был разработан международный стандарт ISO 20000 для управления и обслуживания ИТ-сервисов.
В ITIL описываются различные процессы, среди которых наиболее важными являются управление проблемами и инцидентами, управление конфигурациями, управление изменениями, управление релизами, управление уровнем сервиса, управление финансами, управление мощностью, управление непрерывностью и управление доступностью. Ключевыми группами процессов являются предоставление сервисов, управление взаимодействием, процессы разрешения, контроль и управление релизами.
В России международный стандарт ISO/IEC 20000:2005 был переведен в разряд национального стандарта – ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2010 «Информационная технология. Менеджмент услуг». Кроме ITIL и ISO/IEC 20000:2005, существуют также авторские адаптации ITIL, такие как MOF и HP IT Service Management.
Следование принципам ITSM и использование рекомендаций ITIL и других стандартов помогут успешно управлять ИТ-сервисами предприятия, обеспечивать высокий уровень сервиса и минимизировать риски возникновения проблем внутри компании.
ITSM-система – это набор процессов и методов управления информационно-технологической инфраструктурой. Этот тип решений используется в организациях для улучшения эффективности ИТ-услуг и совершенствования бизнес-процессов. Но как правильно построить ITSM-систему? Рассмотрим этапы ее внедрения.
1. Аудит системы управления и планирования
ITSM-проект начинается с аудита, что позволяет выявить проблемы и определить текущее состояние ИТ-процессов, структуры предприятия и ИТ-инфраструктуры. На этом этапе проводится анализ производительности всех подсистем, выявление «узких мест» в бизнес-процессах, инвентаризация программного обеспечения и другие работы. Для каждого процесса определяется текущий и целевой уровень зрелости. На основе результатов аудита прорабатываются дальнейшие улучшения.
2. Определение целевой модели
Данный этап включает в себя разработку индивидуальной концепции развития управления ИТ и описание требований, которым каждый процесс должен соответствовать в будущем. Концепция развития должна учитывать процессы, технологии, персонал и стратегию бизнеса. Прогнозирование результатов работы помогает оптимизировать процессы управления и создать целостную систему управления ИТ.
3. Оперативное устранение инцидентов и решение запросов пользователей
На этом этапе организуется работа службы поддержки (Service Desk), которая помогает добиться четких регламентаций процесса поддержки, автоматическую обработку всех поступающих обращений и оценку удовлетворенности конечных пользователей.
4. Мониторинг ИТ-инфраструктуры
Контроль над изменениями в ИТ-инфраструктуре – важная задача, которая достигается путем проведения инвентаризации программно-аппаратных средств и обеспечения автоматической поддержки актуальной информации об инфраструктуре. Мониторинг позволяет оперативно выявлять сбои и регламентировать процесс внесения изменений в инфраструктуру. Еще один плюс – подготовка отчетов по работе процесса происходит автоматически.
5. Управление процессами планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг
Контроль и оптимизация процессов планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг создают надежный фундамент и способствуют развитию взаимовыгодных отношений с клиентами, а также поддерживают высокий уровень услуг.
Таким образом, внедрение ITSM-решения дает возможность улучшить управление ИТ-сервисами и повысить качество бизнес-процессов в организации.
Фото: freepik.com