Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно исследованию компании IDC, Россия опережает мировой уровень по увеличению сегмента облачных технологий. Прогнозируется, что до 2016 года среднегодовой темп прироста достигнет более 50%, а объем рынка составит около 19 миллиардов рублей. Облачные технологии находят применение как в малом бизнесе, так и в крупных холдингах.
Однако, какие конкретные преимущества может предоставить использование облачных технологий и в каких сферах они успешно применяются? Давайте разберемся вместе, проникнув внутрь мира «облаков»!
Облачные технологии – удобная виртуальная среда для обработки и хранения информации, объединяющая в себе аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и техподдержку. При наличии подключения к сети Интернет, пользователь получает возможность доступа к своим данным практически с любого устройства в любой точке мира. Уже многие пользователи оценили удобство использования облачных технологий через крупные почтовые сервисы, такие как gmail.com, mail.ru и mail.yandex.ru. Сервисы «облака» можно настроить по своему усмотрению, распределять пространство для хранения информации и получать доступ к информации в соответствии с потребностями.
Преимущества работы с облачными технологиями используют не только предприниматели, но и средние и крупные компании. Для каждого масштаба есть своя оптимальная бизнес-модель. Так, малые компании зачастую используют сервисы бухгалтерии и почты, а также приложения для обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Крупные организации интересуются услугами связи, виртуальными серверами и разнообразными сервисами. В свою очередь, стартапы, работая в сфере IT, используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без дополнительных инвестиций в покупку дорогостоящего оборудования.
Облачные технологии обеспечивают высокий уровень защиты данных. К примеру, в 2013 году 30,7% граждан России, которые пользовались государственными и муниципальными услугами, получили их в электронном виде. Электронное Правительство России использует облачную инфраструктуру для своих нужд.
Сегодня технологии облака популярны в различных отраслях России. На первом месте среди них IT и финансовые компании (25%), на втором – ритейл (21%), а на третьем – телеком (13%).
Облачные технологии становятся всё более популярными среди бизнесменов благодаря их множеству преимуществ. Зачастую, использование облачных сервисов позволяет сэкономить существенные средства на покупке серверов, сетевого оборудования, и т.д. вплоть до 70% расходов на информационную инфраструктуру. Более того, вам не придется беспокоиться о наличии штатного IT-специалиста. Вы сможете подключаться к облачным сервисам с любого устройства с выходом в интернет, а знания в области IT не потребуются.
Данные централизованы, что облегчает складывание всех наиболее значительных информационных ресурсов. Интересно, что расширение или удаление облачного сервиса может происходить очень быстро - за несколько минут. С абонентским доступом к облаку можно управлять через личный кабинет на сайте оператора.
Облачные сервисы также славятся повышенной безопасностью и отказоустойчивостью. Техническая поддержка оказывается круглосуточно, а безопасность и надежность таких сервисов могут быть сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России. Они идут в ногу со следующими стандартами:
- Требования к системам обнаружения вторжений (ФСТЭК России, 2011).
- Требования к средствам антивирусной защиты (ФСТЭК России, 2012).
- Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации (Гостехкомиссия России, 1997).
Центры обработки данных также имеют сертификацию по TIER - это международный сертификат, который наделяет дата-центры классами от I до IV. Оптимальными являются дата-центры III класса, которые обеспечивают высокую надежность по оптимальной цене.
Работа облачной IT-инфраструктуры для бизнеса базируется на дата-центрах, которые все чаще располагаются за рубежом для обеспечения максимальной безопасности. Компании, предоставляющие облачные услуги, проводят тщательный отбор персонала для штата ЦОДа, как и в банковских структурах. Клиентская информация хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа, а системы резервного копирования позволяют восстановить важные данные, если пользователи допустят ошибки.
Уровень защиты персональных и конфиденциальных данных настолько высок, что многие провайдеры облачных услуг не знают, какие приложения размещают в облаке заказчики. Сервисы IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service) могут быть запущены в течение нескольких часов или до двух дней, после того как клиент оформил заявку на сайте провайдера и внес предоплату.
Сейчас в нашем мире, на пике своей популярности находятся модели облачных технологий. Ниже перечислены самые востребованные и востребованные опции, которые используют бизнесы:
- Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД): Данный тип услуги предлагает заказчику портал самообслуживания, что позволяет контролировать все размещенные в «облаке» сервисы независимо от провайдера услуг. Облачный ЦОД обеспечивает доступ к серверам, дискам и сетям через Интернет или выделенные каналы связи.
- Виртуальный офис: Этот тип доступен по средствам воспроизведения внутренней сети компании в облаке. Включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Организация виртуального офиса позволяет заменить стационарные рабочие станции, где только есть доступ к Интернет.
- Резервное копирование: Эта опция гибко настраивается под объем данных и позволяет сократить временные и финансовые издержки. Резервное копирование предусмотрено для частного виртуального дата-центра, где данные сохраняются вчрезвычайных случаях.
- Катастрофоустойчивость (DRaaS): Этот сервис объединяет несколько облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи, обеспечивая безопасность данных путем перекрестного резервного копирования в автоматизированном или ручном режиме.
- Гибридное «облако»: Возможность подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности – например, при сдаче отчетов. Все некритичные на данный момент процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера, а потом возвращены обратно.
- Аренда приложений: При данной услуге заказчику гарантируется круглосуточная техподдержка и безопасность данных, необходимых для использования программного обеспечения через Интернет в ежемесячном режиме.
- Виртуальный контакт-центр: Организованный по облачной технологии, данный контакт-центр традиционно требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
- Частное «облако»: Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» может являться шлюзом к общедоступному «облаку», одновременно обеспечивая использование постоянно растущего набора услуг и сохраняя важные для конкретного бизнеса информационные системы «внутри».
Что ждет нас в будущем, если делать ставку на облачные информационные технологии, не зная их перспектив? Каковы прогнозы аналитиков?
Согласно исследованиям, рынок облачных технологий сегодня является одним из наиболее активно развивающихся в IT-сфере. Это в свою очередь автоматически приводит к уменьшению стоимости облачных услуг и улучшению технического и программного обеспечения в ближайшем будущем. Безопасность и эффективность облачных технологий стали уже практически общепризнанными, и сегодня работается над юридическими аспектами и созданием новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес-круги уже активно обсуждают возможность перехода на облачные технологии, что подтверждает исследование компании Symantec, где утверждается, что на данный момент этот вопрос обсуждается в 90% компаний. Тем не менее, многие российские организации нацелены на стопроцентный контроль над информацией и соответственно стремятся обеспечить себе максимальные ресурсы. Но опыт уже показал, что инфраструктура облачных систем значительно более надежна и безопасна по сравнению с инфраструктурами, созданными Клиентами, обращающимися за помощью в технических вопросах. Дело в том, что установка и настройка собственного дата-центра требует значительных затрат множества ресурсов и знаний, которые в действительности представляются не всегда доступными для крупных компаний.
Фото: freepik.com